?

Log in

No account? Create an account
moto

В ПОИСКАХ СОВЕРШЕНСТВА ...


Previous Entry Share Next Entry
moto

Сравнительный обзор камер Pentax 645Z и 645D.

Те, кто читает меня давно и внимательно знают, что года 3-4 назад я «пересел» на средний формат. Думаю, что для любого развивающегося фотографа такой "переезд" является плановым, причины его многообразны, их описание не предусмотрено сегодняшней темой, однако о выборе камеры именно для моих нужд написать можно. Я собирал свой комплект с нуля и не имел пленочного среднеформатного опыта, поэтому не был привязан к определенной марке. Я очень хотел выбрать универсальную камеру, одинаково хорошо работающую и в "поле" и в студии! И я нашел ее! Дальше будет пост о моей любви и о той, которая может придти ей на смену, а всем, кто хотел бы найти в нем "джинсу"- поверьте ее нет! Я не получил ни копейки за пост и даже не взял бы, если б предложили!

Фотография, сделанная на тесте. Модель- Сажаева Валентина. Стиль, грим- Светлана Корбан. Время постобработки- 2 минуты.




Самое большое смущение вызывали во мне камеры со сменным задником, система охлаждения которых в природных условиях превращается в пылесос со всеми вытекающими последствиями. И тут громом среди ясного неба грянул анонс Pentax 645D - первой среднеформатной камеры с пыле-влагозащищенным корпусом. Я начал много читать о ней, и чем больше изучал, тем больше она мне нравилась! ISO до 1600, 1 кадр в секунду, 2 SD-карты, многие вещи выглядели очень революционными, а самое главное цена в 10 килодолларов за тушку, что примерно в 2,5 раза дешевле аналогичного 40-мегапиксельного конкурента Hesselblad H2D. Дальше раздумывать долго не стал и прикупил себе это чудо, которым до сих пор с удовольствием пользуюсь! Постфактум самой приятной неожиданностью оказалась возможность купить парк шикарной автофокусной оптики, изготовленной для именитого пленочного предшественника Pentax 645N. И сейчас в моем кофре кроме штатной линзы SMC D FA 645 55mm f/2.8 вот такой шикарный комплект:

smc PENTAX-A 645 45 mm F2.8
smc PENTAX-A 645 75 mm F2.8
smc PENTAX-FA 645 75 mm F2.8
smc PENTAX-FA 645 Macro 120 mm F4.0
smc PENTAX-FA 645 150 mm F2.8
smc PENTAX-A 645 200 mm F4.0
smc PENTAX-A 645 300 mm F4.0
smc PENTAX-FA 645 400 mm F5.6

Еще я прикупил пару винтажных линз для Pentax 67, про которые можно написать кучу восторженных отзывов, однако ручной фокус делает их крайне недружелюбными в употреблении.

SMC Pentax 67 / SMC Takumar / Super Takumar 6x7 300mm F4
SMC Pentax 67 / SMC Pentax-6x7 45mm F4

Я очень люблю свою камеру, однако всё это лирическое предисловие было написано не для того чтобы рассказать о ней, а для того чтобы попытаться проанализировать камеру пришедшую на смену ей, это Pentax 645Z, которую любезно предоставила мне для теста компания Ricoh Imaging и магазин Интеллект-фото.
Мне не ставилось никаких задач в этом тесте, однако в моей голове неустанно вертелась мысль- настолько ли интереснее новое чудо от Пентакса моей проверенной в боях старушки, чтобы мне захотелось сменить ее. Результатом этого теста для меня лично должен был послужить ответ именно на этот вопрос. Давайте посмотрим, что же из всего этого получилось. Я не буду приводить «сухие» данные по камерам, которые вам проще нагуглить, а буду описывать лишь моменты, важные именно для меня.

Еще раз подчеркну, что цифровой 645 Pentax как был, так и остался единственной в мире пылевлагозащищенной среднеформатной камерой в мире. Я дважды забирался с ней на вершины выше 5500м в Гималаях, снимал в морозы около -15ºC, снимал под непрекращающимися дождями в Патагонии, в снегах антарктических островов, в пыльных пустынях, в морских брызгах во время яхтенных походов. И нигде, абсолютно ни одного раза камера меня не подвела. В одном из последних фототуров я плохо закрепил камеру на штативе и она упала на брусчатку с высоты около полутора метров, разбился лишь верхний ЖК-дисплей, а камера сохранила полную работоспособность. Пентакс говорит о том, что пылевлагозащищенность еще улучшилась. У меня не было возможности это проверить, но почему-то я верю. Что касается эргономики, камера также прекрасно лежит в руке, практически не отличаясь весом от полноформатных аналогов, поменялось расположение некоторых кнопок, ну никакой проблемы лично для меня это не вызвало. Ко всему этому добавились приятные ништяки. В частности открывающийся экран с возможностью LiveView. Это действительно важно, поскольку мне очень часто приходилось ложиться на землю для низкого ракурса или снимать с вытянутых рук вслепую, теперь эти задачи сильно облегчается. В этом вопросе новая камера, безусловно, шагнула вперёд, что приятно. Еще один важный вопрос, который следовало бы рассмотреть в этом разделе - это удары большого зеркала при спуске затвора. По ощущениям они стали меньше, но ощущения способны обманывать. Для 645D законом при съемке с рук на средних фокусных расстояниях является выдержка 1\250 секунды, на меньшей выдержке часто получаешь смазку, в которой виноваты не ручки фотографа-алкоголика, а именно ударяющее зеркало. Так вот я провел маленький эксперимент, на каждой камере сделал по 6 кадров с рук с интервалом в пару секунд, используя линзу smc PENTAX-FA 645 Macro 120 mm F4.0 на приоритете выдержки 1\125 секунды. Результаты были примерно одинаковы, даже 645Z справилась чуть хуже, но примерно в половине кадров смазка. Т.е. в этом вопросе прогресса не наблюдается, а жаль ведь экономия одной фотографической ступени очень важна, хотя для 645Z с ее ISO не так сильно, но об этом попозже.

Теперь что касается матрицы. Изменения принципиальные, физический размер матрицы остался тот же, однако матрица CCD (или ПЗС) технологии заменена на CMOS, которые считались похуже в плане цветопередачи, и этот вопрос беспокоил меня сильно. Оценить разницу могу лишь визуально, какими-то спец-приборами пользоваться не обучен. Я сделал 2 кадра с абсолютно одинаковым светом, одинаковыми настройками камер 645D и 645Z с одинаковым объективом Pentax 90mm f/2.8 D FA 645 Macro ED AW SR - совершенно замечательным объективом, о котором расскажу отдельно, и вот что увидел. Равы сконвертированы с идентичными настройками в родном конвертере DCU 5. Не углубляясь в тоновую разницу, причины которой могут быть разными, на мой взгляд синий цвет (других в кадре по сути нет) глубже и интереснее в 645D. Однако невооруженным взглядом заметны намного более плавные и детализированные тональные переходы в 645Z? как ни крути, а пиксели, которых почти на 30 процентов больше, делают свое «белое» дело! Наверное это более важная вещь, поскольку насыщенностью можно поиграться и дотянуть без ущерба до желаемой в конвертере или фотошопе, а вот мягкости в градинах для 645D взять неоткуда. Так же легко заметить какую фееричную резкость показывает линза на новом Пентаксе, а в старом ее чуточку не хватает. Думаю снова дело в пикселях. Я буду приводить здесь фото-примеры в удобном для всех размере, а кто захочет посмотреть джипеги побольше, качайте здесь . Кто захочет размер еще больше или покрутить RAW, пишите- вышлю!

645Z
IMGP0126_645Z.jpg

645D
IMGP6373-645d.jpg

Теперь главное - динамический диапазон матрицы.
В студии замечательного екатеринбургского фотографа Василия Фетисова мы провели интересный эксперимент. Взяли черный и белый лист бумаги, померили разницу между ними в стандартном освещении, получилось 7,5 ступеней. Затем положили их на пол, разделили высокой перегородкой, чтобы освещать только белый, и добавляли света сначала по ступени, потом по половинке, исследуя на кадрах наличие деталей в противоположных концах ДД. Результатом исследования стало то, что 645Z держит около 13 ступеней, 645D на пол-ступени меньше. Замечательный результат для обеих матриц. Разница минимальная.

Технология CCD не позволяла дать возможность видеосъемке, с которой CMOS прекрасно справляется, FULL HD конечно маловатое разрешение для сегодняшних реалий, но я представляю какую красоту можно снимать на малых ГРИПах изумительных фиксов Pentax + замечательные встроенные цветовые профили могут позволить избежать и дополнительной цветокоррекции на постпродакшене. В общем и целом я отдал бы преимущество, хоть и не столь значительное новой матрице.

Далее скорость. Здесь уже разница глобальная. Моя старушка позволяет делать серию примерно из 6-7 RAW со скорострельность 1 кадр в секунду, затем задумывается и следующие кадры делает с интервалом секунд 5-7. Даже если ты снимаешь медленнее, например кадр через 3-4 секунды, все равно где-то после 10-12 кадров буфер забивается, освобождения его стоит ожидать как минимум пол-минуты. Понятно, что для студии хотелось бы большей скорости работы, а в съемке пейзажа вроде бы все должно устраивать. Но нет, бывают моменты, когда свет, либо туман, либо радуга длятся какие-то секунды, а хочется снять панорамный снимок. Широкоугольной оптикой я практически не пользуюсь по принципиальным соображением, значит нередко бывает нужно сделать 2-ухрядную панораму, а буфер закончился, а свет уходит… Не скажу, что часто, но пару раз такие ситуации у меня случались. И еще самое неприятное в скорости матрицы 645D — это время просмотра первого кадра, придется подождать секунды 3-4, пока его вам соблаговолят вывести на экран, а если съемка в постоянно-меняющихся световых условиях? Да, можно следить за шкалой экспозиции в видоискателе, но всегда хочется визуального контроля. Теперь что касается этих вопросов в 645Z, а их попросту нет, этих вопросов! Камера может работать абсолютно как репортажная, снимая до 3 кадров в секунду, я практически не увидел разницы с Canon 5D Mark III. Серия в максимальном JPG просто никогда не заканчивается. Серия в RAW снимает на максимальной скорости кадров 7, а затем переходит на скорость кадр в секунду и тоже по сути не заканчивается. Я использую всегда самые быстрые карты, здесь работала SanDisk 280 Mbps. Показ отснятого кадра мгновенен. И это революционный прорыв. Сколько бы я себя не уговаривал, что меня устраивает неспешная работа по пейзажу и по портрету в студии, скорость D-шки меня подбешивает. Z-ка думаю здесь впереди планеты всей (среди среднеформатников конечно же).

Теперь поговорим про ISO. Когда я покупал 645D, чувствительность среднеформатной матрицы до 1600 была абсолютно революционной! Все «тепличные» конкуренты работали на 100-200, а на 400 отчаянно шумели. Моя старушка тоже шумит на 1600, и сильно шумит, но на 800 ISO результаты абсолютно удовлетворительны! Да, этого мало для того, чтобы снимать звездное небо, но совершенно достаточно для всех моих остальных нужд. Что же 645Z? здесь анонсированные данные звучат сладко как в сказке - максимальное значение 204800. Просто космос! Что же по факту? Эти испытания я смог провести первыми и они меня поразили стрелой амура! Абсолютно никаких артефактов на 3200 ISO, практически никаких проблем на 6400 с включенным встроенным шумодавом в среднем значении. Господь явил Чудо! Мне никогда в жизни не понадобятся значения выше, если я только я не вступлю в секту фотографов Тьмы! Здесь 645Z уложил предшественника на обе лопатки! И возвращаясь к теме шлепанья зеркала, с таким рабочим ISO она становится неактуальной!

Режиссер Игнат Кунилов. Репортаж со съемок. ISO 3200
IMGP0052.jpg

Тот же кадр. кроп 100%.
2015-04-27-17-52-02-Selective-Tool.jpg

Вместе с камерой мне прислали на тест новый объектив HD Pentax DFA 645 Macro 90mm f2.8 ED AW SR. У меня не было возможности потестировать его по прямому назначению - съемке предметного макро, поэтому я использовал его в виде штатного портретника. Фокус слишком длинный, чтобы снимать в полный рост, однако для средних и крупных планов совершенно шикарен. Резкость и разрешающая способность просто запредельная, я первый раз видел идеальную фотографию при трех, а то и четырехкратном увеличении в фотошопе, так же отличная пластика, красивое боке, меня все порадовало в нем, кроме скорости фокусировки, я пробовал работать в разных режимах и FULL и LIMIT, но по ощущениям мой старый добрый smc PENTAX-FA 645 Macro 120 mm F4.0 все-таки побыстрее. Тем не менее перфекционистам, у которых завалялась лишняя пятерка баксов, отчаянно рекомендую.

IMGP0404.jpg

100% кроп кадра.
2015-04-27-17-53-50-Selective-Tool.jpg

300% кроп заглавного кадра.
2015-04-27-17-44-48-Selective-Tool.jpg

Теперь хочу остановиться на том, что лично для меня очень важно и о чем я почему-то не пишут в обзорах. Я совершенно не принадлежу к многочисленной группе фотографов-ретушеров, которые любят по пол-дня посидеть над обработкой одного кадра. Я считаю, что нет ничего более приятного для фотографа, чем сразу получить картинку, полностью отражающую тот момент, который ты запечатлел и так как ты это увидел и почувствовал. Инженеры Pentax, по моему мнению, максимально приблизились к решению этой задачи, выведя на отдельную кнопку камеры предустановленные профили картинки, да еще и с возможностью их гибкой регулировки. Я в своей работе оперирую тремя из них: Пейзаж, Портрет и Слайд, и они меня вдохновляют! Скептики скажут, что никакие профили не оказывают влияния на снимаемый RAW-файл и будут правы, но лишь отчасти. Если для конвертации в tiff использовать родной конвертер PENTAX Digital Camera Utility, то он знает какой профиль был прикручен к кадру и по умолчанию его активирует. Для меня это и есть та вожделенная кнопка «шедевр», которую все пытаются найти в постобработке. Я пробовал придти к аналогичным результатам в Лайтруме и в общем-то приходил, но с несоизмеримо большими временными затратами. Теперь я пользуюсь Лайтрумом лишь в одном случае, когда мне нужно сужать динамический диапазон, вытаскивать потерянные детали в светах и тенях, DCU с этим справляется хуже, но когда все проэкспонировано точно, когда ты хочешь получить на выходе сочные родные фирменные пентаксовские цвета, все можно сделать штатными средствами очень красиво и главное быстро! За это Пентаксу мой отдельный поклон до мать-Сырой земли!

Прикручен профиль "Портрет", мне немного нехватает в нем контраста и насыщенности.
IMGP6373DCU-Portrait.jpg

Прикручен профиль "Слайд", контраста ИМХО многовато
IMGP6373DCU-Slide.jpg

Простая склейка в фотошопе предыдущих фотографии с прозрачностью 50% и градиентом снизу. Здесь меня все устраивает.
IMGP6373DCU-Slide.jpg

Мне не хватило времени, чтобы протестировать новый улучшенный автофокус 645Z, я по многолетней привычке пользуюсь только центральной точкой, она достаточно быстрая и в 645D, поэтому глобальной разницы я не почувствовал, однако увеличение точек фокусировки, особенно крестообразных - всегда большой плюс. К сожалению, весенний Екатеринбург не вдохновляет на пейзажную съемку, и я не смог оценить принципиально новый подход к экспозамера, который анонсирован в 645Z, хотя в силу специфики своих фотопристрастий мне это было бы очень интересно. Мне не показалось, что произошли какие-то изменения по количеству кадров на одной батарее, но и не считаю нужным здесь что-то править, энергоэффективность 645D меня вполне устраивала. Еще из приятного - увеличен ресурс затвора камеры с 50 000 до 100 000 кадров, добавлен USB 3.0 интерфейс, поддержка высокоскоростных SD-карт, чего мне очень не хватает в 645D.

Еще несколько фотографий с тестовой съемки.








Результатом теста явилось ощущение, что разработчики учли все мелочи, поправили все недостатки предыдущей камеры и сделали идеал! И да, я вынужден признать, что хочу его, что все-таки он значительно превосходит мой родной и горячо любимый 645D. И как бы мне не хотелось доказать что я - существо добропорядочное и верное, все идет к тому, что мне придется изменить своей верной старушке!

З RAW-файла можно скачнуть здесь

Буду рад ответить на все ваши вопросы в комментариях! А сегодня улетаю на свой традиционный тур по Кикладам. Пожелайте удачи!



  • 1
ttretyakk April 28th, 2015
А можно рав? Уж больно интересно стало))

oskinpavel April 28th, 2015
Который (ые ) интересует?

oskinpavel April 28th, 2015
в конце поста ссылка

ttretyakk April 28th, 2015
Из тех что есть в посте, любой студийный снимок. А если есть возможность, с природой что-то. =)

ss_tribute April 28th, 2015
"Тёмный и светлый" ключ, и портрет чтоб покрупней...

oskinpavel April 28th, 2015
выложил в конце поста ссылку

ss_tribute April 28th, 2015
Премного благодарен.

dmitry_novak April 28th, 2015
Мягкости немного не хватает, из серии "визит к дерматологу".

Технически камера хорошая, оптика тоже.
Вопрос где денег взять - не обсуждаем :)

Вопрос, насколько близко к этому будет, скажем, Canon 5Ds, Nikon D810 или Sony A7R с хорошей оптикой - я бы обсудил. Ибо там свои плюсы - мобильность выше, в поле на высоких ИСО работа лучше. И дешевле, конечно же.

oskinpavel April 28th, 2015
Не забывайте, что это Макро-линза, у нее задача такая! портретник 150\2,8 для этой конкретно съемки получше будет.
Мобильность считаю вполне сопоставимой, с некоторыми линзами, например с 200мм, Пентакс легче 5д марк3, а ИСО у 645Z переплюнет все вышеперечисленные камеры однозначно! Цена, согласен, но я лично понимаю за что плачу! И это адекватная цена!

psy_factor April 28th, 2015
Пошел искать цианистый калий...

ramses59 April 28th, 2015
Паша, спасибо за этот небольшой анилиз), полностью с тобой согласен по всем выводам. Минус только один - вес у камеры приличный, я ее брал с собой в Сингапур, походил пару раз часа по три -четыре по жаре и это очень даже ощутил.. Мне , как приверженцу Nikon и имеющему практически всю его линейку оптики - было не просто перейти на 645Z ( Спасибо супруге - подарила на д.р.). Так, вот, могу сказать, что по качеству резкости и цветопередачи - 645 посильнее будет ( сравнивал и с 800Е и с D4S). Однако, когда снимаешь много и быстро, то камера перегревается и на время отключается, чего у Nikon не наблюдал, но что не считаю недостатком. А вот поюзать 90мм еще не приходилось, но очень хочу).

ant_bravo April 28th, 2015
Жалко не получилось побывать на встрече в Екб.

nex_ter April 29th, 2015
Паш, а ты уже что-то пейзажное на него снимал ?

Тоже, в свое время, думал о СФ, но, в итоге, Д810+Цейсы победили :)

(Deleted comment)
nex_ter April 29th, 2015
Знаете поговорку - самый лучший штатив - это тот, который с собой :)
А если 5-ый систематик лежит дома…

Так и тут. Для студии - да, для выхода в "поле"...
Это скорее вопрос того для чего снимаем (варианты посмотреть на мониторе я даже не рассматриваю)
Если печатать на пол-стены - тогда да, СФ отлично подойдет.
А для печати А2 дома 24*36 - за глаза.

4х5" 5х7"... 8х10" - это уже даже путь настоящих джедаев )))



The Phenom December 2nd, 2016
Прекрасная фототехника. Со всех сторон. Не то что Хасселовская хуета с рабочим исо до 400 и ценой под лям рублей. Интересно было бы сравнить 645я с Pentax k-1

krasitsky July 16th, 2017
Спасибо большое, очень интересно было прочесть. Мог бы я получить от вас равов с обеих камер?

irbis__ February 25th, 13:48
А мне по этим снимкам D больше понравился. И кстати я уже потом прочитал, что ццд заменили на цмос...

Edited at 2019-02-25 01:49 pm (UTC)

  • 1